Новый еженедельный дайджест мира АТ от F2 innovations за прошедшую неделю.
Наука
В СПбПУ апробировали 3D печать колесных дисков
Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого предложили новый подход к производству ободов автомобильных колес — с помощью технологии 3D печати методом электродугового наплавления металлической проволоки. Разработчики утверждают, что такие изделия прочнее и дешевле литых.
Специалисты вуза напечатали обод колеса проволокой из алюминиевого сплава 5556. Стендовые испытания на площадке томского предприятия Khomen Wheels показали, что полученные изделия прочнее тестовых образцов, изготовленных с помощью традиционного литья, сообщает пресс-служба вуза.
Для испытаний специалисты подготовили пять сборок однотипных колесных дисков размером 6,5J*14Н2. Четыре литых диска изготовили на мощностях Khomen Wheels, а пятый собрали из литой «звездочки» и выращенного из проволоки обода. На диски надели покрышки R14 215/70, колеса накачали до 200 кПа. Образцы разместили на стенде, после чего подвергли ударным нагрузкам, имитируя попадание автомобиля в яму.
«Серия экспериментов показала, что при высокой нагрузке от идентичных ударов выращенный нами обод в колесе прогнулся на четыре миллиметра меньше, чем литой при тех же условиях. При этом колесо с выращенным ободом не полностью потеряло давление, а сохранило остаточное, что более безопасно для дорожного движения. При аналогичной нагрузке колесо с литым диском не сохранило воздуха», — рассказал заведующий лабораторией легких материалов и конструкций СПбПУ Олег Панченко.
Подробнее: https://3dtoday.ru/blogs/news3dtoday/v-spbpu-aprobirovali-3d-pecat-kolesnyx-diskov
Специалисты вуза напечатали обод колеса проволокой из алюминиевого сплава 5556. Стендовые испытания на площадке томского предприятия Khomen Wheels показали, что полученные изделия прочнее тестовых образцов, изготовленных с помощью традиционного литья, сообщает пресс-служба вуза.
Для испытаний специалисты подготовили пять сборок однотипных колесных дисков размером 6,5J*14Н2. Четыре литых диска изготовили на мощностях Khomen Wheels, а пятый собрали из литой «звездочки» и выращенного из проволоки обода. На диски надели покрышки R14 215/70, колеса накачали до 200 кПа. Образцы разместили на стенде, после чего подвергли ударным нагрузкам, имитируя попадание автомобиля в яму.
«Серия экспериментов показала, что при высокой нагрузке от идентичных ударов выращенный нами обод в колесе прогнулся на четыре миллиметра меньше, чем литой при тех же условиях. При этом колесо с выращенным ободом не полностью потеряло давление, а сохранило остаточное, что более безопасно для дорожного движения. При аналогичной нагрузке колесо с литым диском не сохранило воздуха», — рассказал заведующий лабораторией легких материалов и конструкций СПбПУ Олег Панченко.
Подробнее: https://3dtoday.ru/blogs/news3dtoday/v-spbpu-aprobirovali-3d-pecat-kolesnyx-diskov

Колёсный диск
Сибирские и уральские материаловеды расстреляли полилактид
Научная команда Института физики металлов имени М. Н. Михеева и Томского научного центра СО РАН изучила механизмы разрушения 3D печатных полилактидных образцов с бионической ячеистой структурой и определила оптимальную структуру и плотность, сообщает пресс-служба Российской академии наук.
Исследователи напечатали три вида образцов с разными размерами пор и плотностью. Образцы с мелкими ячейками около одного миллиметра имели плотность 0,93 грамма на кубический сантиметр, со средними — 0,62 г/см^3, с самыми крупными сотами до полсантиметра — 0,31 г/см^3. Необычная геометрия носит название «трижды периодической поверхности минимальной энергии типа алмазной поверхности Шварца» и представляет собой постоянно повторяющуюся последовательность одинаковых ячеек-сот.
Образцы подверглись обстрелу пулями, летящими со скоростями 185-220 метров в секунду. В качестве мишеней выступили три образца с пористой структурой и разной плотностью. Для сравнения был изготовлен образец со стопроцентной плотностью. Затем все образцы были исследованы методом сканирующей электронной микроскопии. Ученым удалось установить, что механизм разрушения напрямую зависит от плотности образца: с ее увеличением характер меняется с вязкого на квазихрупкий.
Результаты эксперимента позволят оптимизировать 3D печать полимерных ячеистых конструкций в сторону повышения ударной прочности. Авторы планируют продолжить серию баллистических экспериментов с другими видами полимеров.
Подробнее: https://additiv-tech.ru/news/vysshaya-shkola-nefti-zapustila-proekt-po-vosstanovleniyu-detaley-dlya-neftegazovoy-otrasli-s
Исследователи напечатали три вида образцов с разными размерами пор и плотностью. Образцы с мелкими ячейками около одного миллиметра имели плотность 0,93 грамма на кубический сантиметр, со средними — 0,62 г/см^3, с самыми крупными сотами до полсантиметра — 0,31 г/см^3. Необычная геометрия носит название «трижды периодической поверхности минимальной энергии типа алмазной поверхности Шварца» и представляет собой постоянно повторяющуюся последовательность одинаковых ячеек-сот.
Образцы подверглись обстрелу пулями, летящими со скоростями 185-220 метров в секунду. В качестве мишеней выступили три образца с пористой структурой и разной плотностью. Для сравнения был изготовлен образец со стопроцентной плотностью. Затем все образцы были исследованы методом сканирующей электронной микроскопии. Ученым удалось установить, что механизм разрушения напрямую зависит от плотности образца: с ее увеличением характер меняется с вязкого на квазихрупкий.
Результаты эксперимента позволят оптимизировать 3D печать полимерных ячеистых конструкций в сторону повышения ударной прочности. Авторы планируют продолжить серию баллистических экспериментов с другими видами полимеров.
Подробнее: https://additiv-tech.ru/news/vysshaya-shkola-nefti-zapustila-proekt-po-vosstanovleniyu-detaley-dlya-neftegazovoy-otrasli-s

Материалы
Высокопрочную технологическую оснастку для авиадеталей методом 3D печати создают в ИРНИТУ
Сотрудники ИРНИТУ применяют технологию 3D печати при создании полимерной оснастки для штамповки листовых авиадеталей.
Напечатанная пластиковая форма позволяет снизить время подготовки производства по сравнению с традиционными аналогами оснастки из алюминия или стали. Опытная модель, разработанная политеховскими инженерами, выдержала формообразование заготовки из алюминия толщиной 1,5 мм. В отличие от 3D печати сплошной модели предлагаемый метод дает возможность создавать оснастку в четыре раза быстрее (12 часов вместо 48). Техническое решение – результат работы вуза в рамках Программы «Приоритет 2030».
Подробнее: https://additiv-tech.ru/news/vysokoprochnuyu-tehnologicheskuyu-osnastku-dlya-aviadetaley-metodom-3d-pechati-sozdayut-v
Напечатанная пластиковая форма позволяет снизить время подготовки производства по сравнению с традиционными аналогами оснастки из алюминия или стали. Опытная модель, разработанная политеховскими инженерами, выдержала формообразование заготовки из алюминия толщиной 1,5 мм. В отличие от 3D печати сплошной модели предлагаемый метод дает возможность создавать оснастку в четыре раза быстрее (12 часов вместо 48). Техническое решение – результат работы вуза в рамках Программы «Приоритет 2030».
Подробнее: https://additiv-tech.ru/news/vysokoprochnuyu-tehnologicheskuyu-osnastku-dlya-aviadetaley-metodom-3d-pechati-sozdayut-v

Авиадетали